Каргопольский конь добрался до Самары: гончары Ростислав и Ольга Долбины дали мастер-класс
22.01.2023

Каргопольский конь добрался до Самары: гончары Ростислав и Ольга Долбины дали мастер-класс

20 января самарские мастера провели занятие в выставочном зале регионального отделения Союза художников России.

20 января самарские мастера провели занятие в выставочном зале регионального отделения Союза художников России. Они обучали желающих искусству создания из глины традиционной каргопольской игрушки – коня.

Фото: Юлия Рубцова Фото: Юлия Рубцова Фото: Юлия Рубцова Фото: Юлия Рубцова

Ремесло после Покрова

Давать уроки гончарного ремесла для Ростислава и Ольги Долбиных не в новинку. В Самаре мастера организовали керамическую студию "РОД". Ее эмблемой стал каргопольский конь. В студии детей и взрослых учат лепить фигурки из глины и рукодельничать – шить куклы-обереги, расписывать деревянные поделки. Эта студия напоминает музей. Повсюду - керамические игрушки, куклы-травницы, источающие луговые ароматы, глиняные горшочки. Помимо этого в Крутых Ключах Долбины открыли еще и художественную студию "Тюбик", где также могут заниматься и взрослые, и дети.

Самарские мастера во многом продолжают традиции каргопольских гончаров.
Каргополь – древний город в Архангельской области. Здесь и поныне живы традиции народных ремесел. До сих пор этнографы ездят в каргопольские села, чтобы увидеть фасады домов, причудливо расписанных местными мастерами.

С давних времен жители этого края занимались гончарным ремеслом. Большей частью делали глиняную посуду - горшки, миски, кринки. Глину мастера добывали сами, хотя в северных районах сделать это было довольно сложно.

- Заниматься гончарным промыслом начинали в середине октября, после Покрова, - рассказывает Ольга. - Отгуляв свадьбы и крестины, сидели по избам. И вплоть до посевной мужики гончарили.

Ростислав добавляет:

- Обжиг проходил весной. Для этого выбирали большую печь в одном из домов. Ее топили дровами всей деревней. Процесс этот был долгим. Обжиг мог продолжаться целую неделю. Ведь каждый приносил не три-четыре горшка, а столько, сколько в телегу могло уместиться.

- Каргопольские игрушки лепили из оставшихся кусков глины женщины и детишки, - продолжает свой рассказ Ольга Долбина. - Долгими зимами, когда вокруг только снег, душа просит красоты. Вот и создавали ее. Так было не только в каргопольском крае. В селе Чернышено Орловской губернии девочки лепили глиняные игрушки с семи лет. Их отцы продавали эти изделия на ярмарках, а деньги откладывали на приданое дочкам. Каргопольская игрушка известна с тринадцатого века. Но расцвет этого искусства пришелся на девятнадцатое столетие. Были эти игрушки довольно простыми. В отличие от дымковских их делали из единого куска глины. Изначально их не расписывали, а обваривали раствором клейстера из ржаной или овсяной муки с добавлением молока. И только к концу девятнадцатого – началу двадцатого века игрушки начали расписывать темперными или акриловыми красками. Возрождение этого искусства пришлось на тридцатые годы прошлого века. После войны была создана артель "Беломорские узоры". И в это время каргопольские игрушки приобрели яркую окраску. К сожалению, в наши дни об этих игрушках знают гораздо меньше, чем, например, о дымковских. Поэтому мы считаем своим долгом восполнить этот пробел.

Добрый богатырь Полкан

Часто эти игрушки служили оберегом. Создавая их, мастера иногда разговаривали с ними, придумывали для них разные истории. По своему характеру и сдержанной внутренней силе они близки языческой культуре.
Эти игрушки отражали деревенский быт, иногда словно бы становились персонажами сказок, а порою воплощались в образы животных, имевших человеческие черты и привычки. Так, каргопольский игрушечный медведь мог играть на гармошке или работать в кузнице, а козел - ехать в санях.

Одним из самых популярных персонажей был Полкан, этакий славянский кентавр. Полуконь-получеловек с окладистой бородой. Изначально, правда, у него были черты не коня, а пса. Это фантастическое существо пришло из народных легенд и преданий. Полкан – символ наделенного несокрушимой силой, доброго богатыря, защитника людей от зла.

Еще один символический образ, создававшийся каргопольскими мастерами, - глиняная фигурка двух коней, соединенных воедино, - Тяни-Толкай. Одна половина фигурки — белая, другая — черная. Игрушка олицетворяет единство противоположностей: света и тьмы, добра и зла, жизни и смерти, радости и горя. А всадник на Тяни-Толкае — символ постоянной борьбы между светлой и темной сторонами человеческой души.
Оба этих традиционных образа – Полкана и Тяни-Толкая - создаются и самарскими мастерами.

Метаморфозы колобка

Каргопольские игрушки лепят, как правило, из красной глины. Ее следует смешать с водой и замесить, словно тесто. Иногда ее пропускают через сито и дают подсохнуть, чтобы лишняя влага испарилась. Полученный материал тщательно мнут и перемешивают, получается однородная глиняная масса. Главный инструмент при лепке - руки гончара.

Самарцы, пришедшие в выставочный зал, создавали каргопольского коня вместе с Ростиславом Долбиным. Из глиняного колобка сначала получалось нечто, напоминающее по форме сардельку, потом – гриб, затем - яблочный огрызок. Спустя некоторое время кусок глины, наконец, приобретал очертания коня.

Каждый из участников мастер-класса взял себе на память изготовленную собственными руками глиняную каргопольскую игрушку. Правда, заняться ее обжигом возможности не было. Готовую игрушку сушат в течение нескольких дней, а уж потом обжигают в печи. Температура обжига доходит до 900 градусов по Цельсию.

Образовавшиеся трещины заполняют мелким шамотным песком, смешанным с клеем ПВА. А грунтуют игрушку белым акрилом с помощью широкой мягкой кисти.

Расписывают игрушку акрилом, гуашью с добавлением клея ПВА. А Долбины предпочитают темперные краски, которые придают работам особую яркость и праздничность.

Образы самарских мещан

Мастера создают керамические игрушки не только в каргопольской, но и в филимоновской, чернышенской и других народных традициях.
Есть у Долбиных и произведения, созданные в авторской манере. Некоторые из них можно увидеть на выставке в региональном отделении Союза художников. Это, например, выразительные керамические фигурки персонажей мещанской Самары. Есть здесь и сюжетные композиции, рассказывающие об этом сословии.

- Прежде чем взяться за эту работу, - рассказывает Ольга Долбина, - мы выяснили у самарских историков, какие наряды носили мещане в нашем городе, какого цвета была одежда. В композиции "Благословение" платье невесты - розовое, а пиджак жениха – синий. Здесь можно увидеть и модные в начале прошлого века блузы, и детские матроски. В композиции "Чаепитие" на столике лежит маленькая книжка, которую обсуждают персонажи. Вначале мы хотели пошутить и подложить им книгу Маркса. Но потом передумали и включили в композицию издание романа Тургенева "Отцы и дети".

Здесь же, на выставке, можно увидеть другие творения Долбиных. Коллекцию керамических тарелок с портретами людей, живших в XIX - начале XX века. И изображения архитектурных достопримечательностей старой Самары...

Вадим Карасев

Последние новости

Всем, кому пришли деньги на банковскую карту, дали срок до 10 февраля. Потом будет поздно

Россиянам, которым недавно поступили на карту деньги, рассказали о новом сроке, который закончится 10 февраля, сообщает PRIMPRESS .

В Самарской области в 2023 году запланировано возведение 17 фельдшерско-акушерских пунктов

В среду, 1 февраля, на совещании Правительства Самарской области, которое провел глава регионального кабинета министров — первый вице-губернатор Виктор Кудряшов, обсудили вопросы развития социальной сферы.

В Правительстве Самарской области обсудили ход работ на социально значимых объектах

В среду, 1 февраля, первый вице-губернатор - председатель Правительства Самарской области Виктор Кудряшов провел совещание в режиме видео-конференц-связи с главами муниципалитетов региона.

Card image

Как обнаружить и предотвратить утечку газа

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *