Автоинструктор Евгений Белоусов: Мы, педагоги, люди терпеливые
Каждый может научиться водить машину? Да, если есть интерес, стремление и нет медицинских противопоказаний.
Я родился в Нижнем Тагиле. Отец был военным, мы переезжали с места на место. С 1972 года в Куйбышеве. Окончив школу №72, я работал автослесарем в авиационном институте. Затем по его направлению в 1977 году выучился на водителя и трудился в вузе уже по этой специальности. Время работы в институте запомнил навсегда. Молодежи давали ответственные задания, не боялись, что мы где-то ошибемся. В армии я тоже был водителем. После службы по приглашению товарища работал учителем русского языка и литературы в школе в поселке Алексеевский Красноармейского района. В те годы кадров в образовании не хватало. Конечно, впоследствии я окончил пединститут. Позже работал учителем ОБЖ. Редкий день не садился за руль, ездил на личной машине непрерывно.
В 2004 году поступил на работу в автошколу — самарский областной учебный комбинат. Проходил и прохожу необходимые курсы повышения квалификации, в том числе те, что проводит Всероссийское общество автомобилистов. Я преподаю и правила дорожного движения, и вождение. Теория соединена с практикой. В результате обучение более качественное.
С яркими примерамиКогда человек садится за парту, чтобы изучать ПДД, он чувствует себя учеником, даже ребенком и ждет впечатлений, которые когда-то были в школьные годы. Заметив это, я стараюсь подыгрывать подопечным в этом ключе. Пусть они в какой-то мере чувствуют себя детьми — это помогает и активизирует процесс обучения. Важно приводить яркие примеры. У меня они есть практически по любому вопросу. Так материал лучше запоминается, усваивается. Иногда примеры страшные, но они нацеливают на безопасное вождение. Учитываю и индивидуальные особенности учеников. Кто-то с ходу схватывает, а кому-то объясняю больше.
Подходящие маршрутыОбязательно нужно отрепетировать руление. Сначала руки заплетаются, не хотят выполнять нужные движения. Ученики отрабатывают технику на рулях, которые прикручены к партам в классе. Я обратил внимание: если не придавать этому большое значение, то результаты хуже.
Занятия на автодроме начинаются с того, как подходить к автомобилю. Это нужно делать строго спереди, чтобы не поворачиваться спиной к движению на дороге. С точки зрения безопасности, это серьезнейший момент. Потом приучаем к машине, объясняем, как и за что правильно взяться, куда нажимать и так далее. Отрабатываем торможение, начало движения, движение с переключением передач в восходящем порядке, нисходящем, задним ходом, с учетом дорожных условий — на ровном участке, подъеме, спуске. Еще парковку, маневрирование в ограниченном пространстве. Из всего этого, как из пазлов, складывается общая картина возможностей будущего водителя.
На следующих этапах выезжаем в город. Сначала на дороги с неинтенсивным движением, затем с оживленным — на сложные участки, например с круговым движением, железнодорожными переездами, пешеходными переходами. Под каждого ученика я подбираю маршруты, которые были бы неопасны для него, соответствовали бы его навыкам. Так соблюдается принцип преемственности — от простого к сложному. Человек испытывает меньше страха, стресса, мы добиваемся приемлемых результатов.
Как уходит страхМногие испытывают страх, садясь за руль впервые. Он возникает от того, что человек не знает, не понимает, как управлять, видит, что движение агрессивно к нему. Люди сильно заблуждаются, думая: вот сейчас я нажму на газ — машина поедет, нажму на тормоз — остановится. Потом выясняется: это не то что немного не так, это совсем не так. Автомобиль двигается благодаря другим манипуляциям. Они отрабатываются, постепенно страх уходит, человек вливается в движение.
Еще одно заблуждение — люди считают, что победили природу. На самом деле она тут как тут. Это прежде всего дорожные условия, законы физики, которые воздействуют на машину в движении. Начинающий водитель с удивлением обнаруживает, что этому необходимо уметь противостоять. Центробежная сила, сила инерции… Когда-то изучали в школе, но многие думали: «Где мне это пригодится? Я гуманитарий, буду менеджером». И нет такой кнопки на телефоне, чтобы выключить гололед или остановить машину. Например, на спуске автомобиль сам идет в разгон, и тормозить нужно своими руками, ногами, мозгами. Причем соображать и действовать необходимо с упреждением. Вот на этом участке я разгонюсь, но до того, как это произойдет, начну тормозить. Иначе потом будет поздно.
Интерес и стимулУспех курсанта в обучении зависит от интереса. Без него освоить профессию не получится. Среди учеников есть и те, у кого дополнительный стимул — жизнь заставляет. Нужно возить детей на секции, семью на дачу. Если по заключению медиков нет противопоказаний, каждый заинтересованный человек, прикладывая усилия, преодолевая себя, может научиться водить. Это вопрос времени, количества занятий.
В моей практике было несколько случаев, когда от обучения отказывались. Одна ученица рассказывала о занятиях сыну, который был для нее большим авторитетом. Потом она передавала мне его замечания — мы все делаем не так… На первом занятии на автодроме другой курсант, с кем-то поговорив по телефону, предложил поехать в Оренбургскую область откапывать оружие времен Гражданской войны. Я не согласился. Парень сразу вышел из машины и больше не показывался.
Некоторым водителям есть над чем работать — повышать культуру вождения и отношения к другим людям. В каждой учебной поездке мы обязательно слышим в свой адрес какую-нибудь претензию от тех, кому курсант мешает на дороге. Еще и сигнал применяют не по правилам — не чтобы предотвратить ДТП, а выразить неудовольствие. Случаются и аварийные ситуации. Водители не учитывают, что впереди учебная машина, которая может не так активно стартовать, заглохнуть, и врезаются в заднюю часть нашего автомобиля.
Такая силищаС парнями, мужчинами-курсантами легче. Обычно они представляют, как управлять, знают устройство машины. А многие девушки, женщины никогда не смотрели на дорогу, не обращали внимание, как двигаются машины, в каком порядке включаются светофоры. Я показываю, объясняю. Называю этот предмет «окружающий мир». Посмотрите, как выглядит светофор, кому он подает сигналы, кто должен на них реагировать. У девушек, конечно, сплошные восторги. Машина — такая силища! И вдруг эта техника им подчиняется.
Некоторые приходят в автошколу, чтобы научиться сдавать экзамен в ГИБДД, а не управлять в реальных условиях. Они так настроены. Для них экзамен — необходимое зло, этап, после которого начнется другая жизнь. Включу музыку, посажу рядом собачку, понесусь, шарфик будет развеваться на ветру… Такой настрой — препятствие на пути к освоению профессии. Мы стараемся готовить учеников к безопасному, квалифицированному вождению после получения прав. А на что нацелены другие школы, следуют ли они только запросу на сдачу экзамена — это на их совести.
Известно, что большинство не сдают экзамен по вождению с первого раза, и мои ученики входят в общую статистику. На это влияет следующее. Курсанты попадают на «торжественный» автодром — отлично оборудованный к экзамену, со зрителями. Оценивает строгий полицейский, который не дает снисхождения. Плюс чужая машина, особенности которой они не знают. Волнуются, совершают ошибки, которым сами удивляются: не пристегнулся, не включил поворотник… На дороге с толку сбивают водители, пешеходы, которые не все делают правильно. При следующих попытках курсант привыкает, успокаивается и успешно сдает экзамен.
Терпение для делаВозможно, некоторые, представляя себя на месте автоинструктора, считают: у них не хватило бы терпения на учеников, не выдержали бы втолковывать одно и то же, нагрубили бы, прибили. Но ведь они и не инструкторы. Мы, педагоги, люди терпеливые. И я не исключение. Посадите меня в офис за бумаги. Там мое терпение закончится через 15 минут. Мне подавай настоящую жизнь — на дороге, с людьми. Здесь я чувствую себя хорошо и спокойно.
Когда еду с опытным водителем как пассажир, то не комментирую вождение. Хотя оно бывает несуразным, например у таксистов. Могу сделать замечание, если нарушение серьезное. В остальных случаях молчу. Здесь профессиональная деформация меня не коснулась. Но она есть в другом: мне неуютно без дублирующих педалей сцепления и тормоза, которыми оборудована учебная машина. Часто ищу их ногами в чужих автомобилях.
Фотография автора
Автор: Лариса ДядякинаПоследние новости
Предпринимательская премия: Признание заслуг бизнесменов
Событие, которое способствует развитию предпринимательства и укреплению бизнес-сообщества.
Скончался бывший прокурор Самарской области Георгий Капишников
На 100-м году жизни ушел из жизни участник Великой Отечественной войны.
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти анонсировали масштабные проекты для повышения качества жизни.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку