Дело комсомольцев живет

Строители  легендарного «Куйбышевгидростроя» в преддверии Дня строителя торжественным мероприятием отметили  65- летие пуска ГЭС и 70 -летие комсомола организации.

Строители  легендарного «Куйбышевгидростроя» в преддверии Дня строителя торжественным мероприятием отметили  65- летие пуска ГЭС и 70 -летие комсомола организации.

«Куйбышевгидрострой» долгие годы являлся градообразующим предприятием. Его силами  был построен ряд мощнейших промышленных объектов страны – Волжская ГЭС, ВАЗ, «Куйбышевазот», «Тольяттиазот» и другие. Руками строителей КГС были возведены жилые дома, культурные учреждения, магазины, детские сады и школы Тольятти и Жигулевска.  Их именами названы улицы, а память об их трудовых подвигах хранится в музее.

Управление строительства было создано 21 августа 1950 года. Мощнейшая организация рождалось практически на пустом месте, вспоминает почетный строитель России, председатель совета ветеранов КГС Алексей Волков: «Пришли в необжитой край, жили в палатках, землянках – ни воды, ни электричества, ни газа. Но люди понимали – на них надеется страна».

Строительство гидроэлектростанции считалась в то время стройкой века. Сюда были стянуты инженеры, строители, энергетики и другие специалисты со всей страны. В адрес руководителя «Куйбышевгидростроя» шли тысячи писем комсомольцев-добровольцев, которые хотели участвовать в возведении Волжской ГЭС.

В феврале 1951 г. был вынут первый грунт ковша, а в 1952 г. уже началась укладка бетона в основные сооружения. Глубина выемки котлована составила 50 метров, а его площадь 360 тыс. квадратных метров. В пик строительных работ максимальная месячная производительность труда на земляных работах равнялась 7,6 млн. кубометров. Укладка бетона в отдельные месяцы достигала 395 тыс. кубометров.

Строительные работы велись одновременно на большом пространстве. Непосредственно на сооружениях и подготовке ложа водохранилища фронт работ протянулся вверх по Волге на 650 км до города Чебоксары, а на строительстве железнодорожных и автомобильных магистралей и линий электропередач еще дальше – от Ставрополя до Москвы и Урала. За пять лет, отведенных на строительство, предстояло решить сложнейшие задачи. Надо было вынуть и переработать 193,9 млн. кубических метров грунта, уложить 7,671 млн. кубических метров бетона, смонтировать 20 гидроагрегатов мощность 105 тыс. кВт каждый, отсыпать почти четырехкилометровую земляную плотину и, наконец, надежно перекрыть одну из крупнейших рек мира. При  сооружении гидроэлектростанции было переработано более 150 млн. кубометров грунта.

 

— Это была величайшая стройка,  — вспоминает Волков . – Мы были молоды и у нас был неуемный энтузиазм. За время строительства был поставлен не один мировой рекорд. В 1954-1956 годах гидростроевцы в сутки укладывали до 10 тысяч кубометров бетона, а рекорд был поставлен в августе 1953 года — 19,1 кубометров бетона за сутки. Такого до сих пор никто не повторил.

Было много сложностей, нештатных ситуаций, которые приходилось решать на месте, здесь и сейчас.

— Для примера приведу ситуацию, — вспоминает Волков. — В 1953 году 2 мая прорвало дамбу, в 5 утра позвонили руководителю  управления строительства «Куйбышевгидрострой» Ивану Комзину. И он решил ситуацию, сам лично участвовал в устранении прорыва.

О том, что руководство душой болело за стройку свидетельствует и бывший начальник одного из участков  Николай Иванович Михайлов:

— Я приехал на эту стройку по комсомольской путевке,  — вспоминает Николай Иванович, —  Я был начальником  одного из комсомольских постов.  Нас собирал сам Иван Васильевич Комзин и говорил: «В любое время дня и ночи звоните мне и докладывайте обо всех неполадках» и дал нам домашний телефон и рабочий.  Это был настолько простой человек, не то, что нынешние руководители. Тогда же моста через Волгу еще не было, и, если что-то надо было сделать на противоположном берегу, он всегда давал свой личный катер или самолет.

Пропускной документ  на одну из таких поездок  Николай Иванович с трепетом хранит до сих пор.

После  возведения гидроэлектростанции коллектив КГС   переключился на строительство тепловых станций, промышленное и гражданское строитель­ство. В 1958-1965 г. он сдал в эксплуата­цию Жигулевский ком­бинат строительных материалов, Куйбышевский за­вод синтетического каучука, химический и азотно­туковый заводы, завод Трансформатор, «Волгоцеммаш», электротехничес­кий завод, заводы мясомолочной промышленности, аэровокзал «Курумоч», Тольяттинскую и Новокуйбышевскую ТЭЦ, судоремонтный за­вод, ТоАЗ, завод «Электрощит», ряд крупных предприятий стройиндустрии и стройматериалов.

«Куйбышевгидрострой» — это целая эпоха в жизни Тольятти. Чтобы не утратить ее, когда уйдут от нас непосредственные участники и свидетели тех масштабных строек, силами все тех же строителей – комсомольцев-добровольцев, был создан музей. Он располагается в средней школе № 16. В этом году он отпразднует 43 года. Его руководителем стала Тамара Теняева. Здесь собраны и бережно хранятся фотографии, документы, знамена и т.д.

Кроме этого в городе при поддержке Фонда Президентских грантов разработан экскурсионный маршрут по исторической части города Тольятти, включающий 5 знаковых мест, связанных с историей   «КГС».

Последние новости

Члены регионального актива партии «Единая Россия» встретились с кандидатами на пост губернатора Самарской области

Члены регионального актива партии «Единая Россия» встретились с участниками предварительного голосования, претендующими на пост высшего должного лица региона.

Задержан глава самарского Минтранса Иван Пивкин: стало известно, почему

Дома у врио министра проходит обыск. Стало известно, что задержан врио министра транспорта и автодорог Самарской области Ивана Пивкина.

Шикарные подарки и миллиардные суммы: Пивкина подозревают в организации коррупционного картеля

Иван Пивкин был задержан 21 июня. Врио министра транспорта и автодорог Самарской области Ивана Пивкина правоохранители задержали прямо в рабочем кабинете.

Card image

Экономику РФ из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *