Его судьба. Слово о Виталии Алексеевиче Симонове

В воскресенье, 13 августа, отметят День Строителей. Это праздник людей, меняющих облик нашей земли, пространство городов и сел, возводящих здания, в которых мы живем, рождаемся, учимся, потом работаем, овладев выбранной профессией,

В воскресенье, 13 августа, отметят День Строителей. Это праздник людей, меняющих облик нашей земли, пространство городов и сел, возводящих здания, в которых мы живем, рождаемся, учимся, потом работаем, овладев выбранной профессией, куда ходим на концерты, спектакли, выставки, где лечимся, если настигают болезни, и расстаемся с жизнью, когда приходит наш час.

Я перечислил все главные этапы жизни, написал существительное Строители с большой буквы, поскольку хочу напомнить о тех, кто создает среду нашей жизни, кто во многом определяет и наш взгляд на мир.

Человек, о котором пойдет рассказ, как раз и есть тот самый Строитель. Он возводил на самарской земле объекты, без которых немыслима наша жизнь. Основным рабочим местом Виталия Алексеевича Симонова был в течение почти 40 лет строительно-монтажный трест №11 «Самарастроя». Он пришел в него в марте 1962 года и ушел в 1997-м.

С момента рождения эта организация, ставшая известной на всю страну, находилась в системе «Куйбышевглавсредневолжскстроя» («Самарастроя»). Строительно-монтажный трест №11 создали 14 апреля 1943 года. То есть 80 лет назад. 

Симонов родился в поселке Батраки Алексеевского района Самарской губернии. Потом здесь организовали совхоз «Авангард». Уже сами эти названия говорят о многом: и о заволжской степи, и о труде на ее просторах, и о белоголовом мальчишке, которому отец в детстве дал в руки рубанок, научил из бревен делать доски, сколачивать их, поднимать стропила, лепить кирпичи, чтобы на месте, где бурьян да ковыли, вырастали новые дома, а бывшие батраки жили не в землянках и кособоких хатках, а в добротных светлых домах.

С выбором профессии у юноши не было колебаний. Он окончил с отличием сначала гидротехнический техникум, а потом инженерно-строительный институт в Куйбышеве. И стал инженером-строителем промышленного и гражданского строительства. Находясь на преддипломной практике на сооружении Волжской (ныне Жигулевской) ГЭС, наблюдал первый пропуск паводка через бетонную водосливную плотину.

Город наш вместе со страной пережил все без исключения радости и горести времени. По его домам, улицам, площадям, набережным легко прочитать это. Кособокие строения окраин говорили о жизни бедноты, богатые особняки с лепниной и кружевами резьбы из дерева и камня свидетельствовали о вкусах купечества, броской эстетике модерна состоятельной интеллигенции конца XIX века.

Симонову, быстро продвигавшемуся по карьерной лестнице, поскольку на всякой должности, им занимаемой, он проявлял упорство в достижении цели, высокий профессионализм, предстояло войти в этот такой разный, многоликий город. 

Судьба дала ему возможность построить новый город от улицы Полевой до Олимпийской. 16 микрорайонов.

Самару называли Новым Орлеаном в конце XIX века. Но наш классик Максим Горький, начинавший свой путь в «Самарской газете», не жаловал ее. Писал язвительные фельетоны о городе, о желтой пылище на его улицах. Симонову предстояло сохранить все то лучшее, что было в нашей Самаре, и органично вписать новые кварталы: сначала «сталинки», потом «хрущевки» — пятиэтажки и девятиэтажки. В пору борьбы с архитектурными излишествами это было чрезвычайно трудно. Ведь строители лишь претворяют в жизнь замыслы архитекторов. Но, говоря о Симонове, стоит отметить, что он всегда и везде, какой бы проект ни воплощал в жизнь, оставался творческим человеком, искал свои решения. И часто находил их. Так им построен шестиэтажный дом на Некрасовской, 79 без шахт лифтов. Попробуйте найти такого новатора!

А когда трест вел реконструкцию здания областной филармонии, знаменитого самарского цирка «Олимп», Симонов нашел мастера, способного по-своему, во многом уникальному методу гипсопротяжных конструкций сохранить лепнину и внешний, неповторимый вид потолка, балконов в виде раскрытой раковины Ботичелли.

При строительстве детского сада «Русичи» впервые применил декоративную роспись стен, сделав нарядным и красивым дом для ребятни. Возводя «Дом правительства», применил новые технологии, позволившие в срок и с отличным качеством сдать особо важный объект на волжском холме, который многие специалисты считали непригодным для подобной многоэтажной громадины.   

В 1979 году Симонов был командирован на остров Свободы Кубу — строить текстильный комбинат. И здесь он проявил себя достойно. Творчески преобразовал проект, во многом удешевил его. Это дало возможность ввести в строй громадный промышленный комплекс раньше срока. Кубинцы были очень благодарны.

В общем, оставил о себе самую добрую память. И так было везде, где строил объекты трест №11 — будь то больницы или школы, детские сады или административные здания в Самаре и районах области.

Виталий Алексеевич насчитал более полусотни крупных промышленных, гражданских и культурных объектов, которые построил за свою жизнь. Уверен, что он вспомнил, написав на листочке, врученном мне, далеко не все. 

О многом можно узнать из его книги «Путь к Храму».

Симонов с особой значимостью говорит о своей работе, когда речь заходит о храме Святой Троицы в селе Екатериновка Безенчукского района. 

Стоял тот в руинах и, казалось, никогда не вернется к жизни. Но вот Виталий Алексеевич, в то время управляющий одиннадцатым трестом, решил воззвать к своему коллективу: давайте всем миром возродим волжскую святыню, построенную еще дочерью святейшего графа Орлова-Чесменского, того самого, из лучших сподвижников Екатерины Великой. Неужто так и будут зиять укоризной нашей безграмотности и нашей беспамятности эти руины? 

Как раз в День строителя и прозвучал призыв Симонова к приехавшим на митинг рабочим и сельским жителям. Было это 8 августа 1993 года.

— Блажит начальник, — подумали жители села Екатериновка. — В стране разруха, нищета. А тут из Самары до Екатериновки ехать больше часа. Ничего, попробует хотя бы метровый навоз из руин вывезти, на том и успокоится.

Но Симонов не успокоился. Даже в самые критические моменты этого святого дела. Вкладывал собственные деньги. На них выкупил для строителей и священника дом. И когда была отслужена первая литургия в засиявшем красотой и величием храме, когда владыка Сергий провозгласил здравицу в честь тех, кто возродил первый на самарской земле, да и во всей России тоже, порушенный храм, Виталий Симонов успокоился. Но ненадолго.

Надо было обустроить территорию у храма. Посадить голубые ели (сейчас они выше окон главного нефа), приобрести иконы (в том числе «родные», более десяти), необходимое оборудование. Поставить поклонный крест в сквере. И так далее, и так далее. 

Виталию Алексеевичу Симонову в октябре исполнится 86. Но душа его не успокоилась и до сего дня. Она просит и будет просить новых творческих дел. Потому что она такая от рождения. Уйдя на заслуженный отдых, он написал и издал десять сочинений в стихах и прозе. «Путь к Храму» — одно из них. 

Он пишет о том, как пройден путь строителя. Пишет, как переживались радости и горести на всем его нелегком пути. И понимает, что его судьба — это судьба самарской земли. Судьба Отчизны.

Фотографии: архив СГ

Автор: Андрей Грубин

Последние новости

Новая система подтверждения статуса участников СВО вступает в силу

С 1 ноября упрощен процесс получения справок для участников специальной военной операции.

Губернатор Самарской области инициирует проверки расходования бюджета спортивными клубами

Вячеслав Федорищев акцентирует внимание на повышении финансовой дисциплины.

Обработка персональных данных в Самарской области

Новые требования для организаций и предпринимателей в регионе.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Новочеркасске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *