Портрет октябренка. От редкой открытки — к жизни художника Андрея Волгушева

Темы исторических статей приходят зачастую неожиданно. Увидела на сайте одного из интернет-аукционов раритетную открытку «Октябренок» — репродукцию картины Андрея Волгушева 1929 года.

Темы исторических статей приходят зачастую неожиданно. Увидела на сайте одного из интернет-аукционов раритетную открытку «Октябренок» — репродукцию картины Андрея Волгушева 1929 года. И вспомнила о подобной, хранившейся в альбоме моей бабушки. А затем поинтересовалась судьбой автора. Его планида оказалась весьма необычной.  Родом из Самарской губернии

Я столкнулась с проблемой: многие искусствоведы пишут, что открытка — единственное, что сохранилось из творческого наследия Волгушева. Остальное погибло вместе с художником в 1942 году в голодном и обстреливаемом фашистами Ленинграде. А ведь его картины и графические листы должны были быть многочисленными. Я нашла в интернете, что фамилия Андрея фигурирует в описаниях многих выставок, проводившихся до войны в городе на Неве. 

И вдруг, перерыв интернет, наталкиваюсь на парочку живописных работ Волгушева — картины «Старая школа» и «Современная школа». Они участвовали в экспозиции «Советское Заполярье в живописи» в 1940 году. Оказывается, их разыскала в мурманском краеведческом музее родственница художника Ольга Волгушева. Она собрала воспоминания людей, знавших Андрея Ивановича, подняла семейные архивы. Ее исследование выложено на краеведческом сайте города Бузулука. То есть Волгушев оказался нашим земляком. Ведь вплоть до 1934 года упомянутый выше населенный пункт входил в состав Самарской губернии, а затем Средневолжской области. 

Ольга начала с малого. С отрывочных сведений о том, что в ее семье был какой-то художник. То ли Василий, то ли Андрей. Затеяла поиски. И в справочно-мемориальном сборнике «Страницы памяти 1941-1945. Художники Ленинградского Союза советских художников, погибшие в годы Великой Отечественной войны и в блокаду Ленинграда» нашла сведения об Андрее Волгушеве. Написано, что он родился в селе Лабазы Бузулукского уезда Самарской губернии. 

Ольге удалось подтвердить этот факт и понять, что речь идет о ее дяде, после знакомства с метрической книгой церкви Архангела Михаила села Лабазы за 1897 год. В ней сказано о «рождении 14 октября близнецов Андрея и Параскевы, родители: запасной рядовой Иван Дмитриев Волгушев и законная его жена Феодосия Петрова, оба православные». 

В архиве Бузулука она обнаружила новые документы: в июле 1914 года выпускник городского училища Волгушев отправился в Пензу — продолжать обучение по художественной части. 

От Туркестана до Петрограда

Волгушев как студент Пензенского художественного училища получил отсрочку от службы в царской армии. Однако бурные события революции и Гражданской войны не дали ему закончить образование. В 1919 году он оказался в Туркестанском крае. Работал преподавателем изобразительного искусства при кокандской семинарии. Там был призван в Красную Армию Туркфронта. С 1920 по 1922 год служил в должности руководителя художественной секции Политотдела 3-й Туркестанской дивизии, а затем инструктором ИЗО и декоратором областного Политпросвета Ферганской области. В ту же пору был членом «Рабиса» (Российский профессиональный союз работников искусств) Сырдарьинской области. 

После демобилизации в 1922 году художника командировали в Петроград, в распоряжение Высших художественных технических мастерских (ВХУТЕМАС) для продолжения образования. Андрей выдержал серьезный конкурс и был зачислен на живописный факультет. 

Студенты жили в самой академии, причем в тяжелых условиях. Стипендия составляла мизерные 9 рублей 75 копеек в месяц, плюс несколько килограммов хлеба и сельди. Однако образование здесь давалось очень хорошее. Кроме художественных дисциплин читали лекции по математике, физике, химии. Вскоре учебное заведение было переименовано в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). 

Первая и последняя выставки

Андрею довелось в этот период учиться у Михаила Матюшина — известного русского художника, музыканта, теоретика искусства, одного из лидеров русского авангарда первой половины XX века. В это же время в институте преподавал Кузьма Петров-Водкин, который постигал азы изобразительного искусства в мастерской самарского живописца Бурова. Их влияние чувствуется в сохранившихся работах Волгушева. 

Он был принят в Ассоциацию художников России, затем стал одним из первых членов организованного в 1932 году Ленинградского отделения Союза художников СССР. На Юбилейной выставке изобразительных искусств 1917-1927 в Ленинграде в 1927 году были представлены 15 работ Волгушева. Последняя экспозиция, в которой участвовал художник, была развернута в охваченном кольцом врага Ленинграде в 1941 году. Андрей Иванович не покинул город, продолжал работать. 

В 1924 году по собственной инициативе Волгушев был переведен на графический факультет ВХУТЕИНа. В 1927-м окончил его по специальности «Книжная графика». Темой дипломной работы стало иллюстрирование книги Александра Неверова «Ташкент — город хлебный». Произведение самарского писателя было выбрано не случайно. Голод 1920-1922 годов сам художник пережил в плодородной Ферганской долине, но его родители, братья и сестры находились в самом эпицентре бедствия, в Самарской губернии. Сестра-близнец Параскева, поехавшая за хлебом из села Лабазы в Ташкент, погибла где-то в пути. 

Фотография открытки из личного архива автора

Автор: Татьяна Гриднева

Последние новости

Образовательная смена для молодёжи Самарской области

В Кинельском районе прошла смена, посвящённая социальному проектированию.

Правила безопасности в финансовых услугах

Как защитить свои финансы и избежать мошенничества.

Проблемы с охраной труда в Городском доме культуры Кинеля

Прокуратура выявила нарушения в сфере охраны труда в муниципальном учреждении.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Ржеве на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *