Сердечно-сосудистый хирург Арик Геворгян: «Пороки сердца нередко диагностируются случайно»
О возможностях современной медицины и самых распространенных заболеваниях одного из важнейших органов человека поговорили с заведующим кардиохирургическим отделением № 11 Самарского областного клинического кардиологическ
— Наше отделение функционирует с 1976 года, с момента основания Самарского областного клинического кардиодиспансера, в то время городской больницы № 15. Специализация — врожденные и приобретенные пороки сердца.
С 90-х годов прошлого века наши врачи занимались уже практически всеми патологиями аорты, ишемической болезнью сердца, кардиомиопатией у малышей и взрослых — самостоятельное отделение детской кардиохирургии было создано только в 2005 году.
Сейчас наше отделение осуществляет всю профильную помощь взрослым за исключением пересадки сердца. С момента основания им заведовал Виктор Белый, который до сих пор работает в кардиоцентре, с 2013 года — Дмитрий Кузнецов, ныне заместитель главного врача по хирургии. С его приходом отделение стало выполнять операции на работающем сердце, увеличилось число пластических реконструкций клапана. Успешно боремся с острым аортальным синдромом, помогаем практически всем экстренным больным с острой диссекцией аорты.
Я стал заведующим в 2021 году.
Оперативность и профессионализмПороки сердца нередко диагностируются случайно: при профилактических осмотрах, диспансеризации. Человек даже не догадывается о том, что болен. Чтобы понять, нужна ли ему операция, мы проводим полное обследование в условиях стационара: эхокардиография, коронарография, зондирование. Но чаще пациенты, обеспокоенные характерными симптомами, обращаются к кардиологу в поликлинику.
В год только в нашем отделении проводится 450-470 серьезных операций на открытом сердце, а в центре таких отделений два. Существует достаточно гибкий лист ожидания, так как мы всегда учитываем состояние здоровья в динамике, и есть экстренные пациенты, поступающие по «скорой», причем не только из Самары, но и из других городов области и из соседних регионов. Например, при расслоении аорты, если не провести вмешательство в течение первых суток, возможен летальный исход. Мы к таким ситуациям готовы. В стационаре всегда дежурят кардиохирург, реаниматолог, функциональный диагност. Специалисты могут оперативно решать любые острые проблемы.
Долгий путьКардиохирургия принципиально отличается от иных видов хирургии. Мы имеем дело с достаточно тяжелыми больными, страдающими нарушениями ритма, питания, кровоснабжения сердца и другими серьезными патологиями. Большая часть операций связана со стернотомией — распилом грудины, остановкой сердца, подключением аппарата искусственного кровообращения.
Стать кардиохирургом непросто. Нужно окончить университет, год отучиться в интернатуре по направлению «общая хирургия», затем два года специализироваться по сердечно-сосудистой хирургии. И все это только чтобы получить статус молодого специалиста. Допуск в операционную придется заслужить дополнительно.
На базе кардиоцентра расположена кафедра кардиологии и кардиохирургии института последипломного образования. Ее основал доктор медицинских наук, почетный профессор СамГМУ, почетный академик Российской академии медико-технических наук, Почетный гражданин Самары, заслуженный врач РФ Виктор Петрович Поляков. Именно здесь мы все воспитывались, именно здесь учатся будущие хирурги и сегодня.
Номер одинБолезни сердечно-сосудистой системы в России и в мире чаще всего становятся причиной смерти уже на протяжении многих десятилетий. Конечно, существуют программы профилактики: многое зависит от человека, его питания и образа жизни. Курение, избыточный вес, недостаточные физические нагрузки еще никому не шли на пользу, но от этих проблем можно избавиться при грамотном подходе и контроле над собой. Нужно следить за уровнем глюкозы и холестерина, вовремя проходить диспансеризацию. Есть и необратимые факторы риска. Например, возраст, наследственность.
Самая распространенная патология, с которой мы сталкиваемся, — ишемическая болезнь сердца: 60-70 % от общего числа. Зачастую недуг приводит к инфарктам, кардиогенному шоку и другим последствиям. С ними по «скорой» поступает 20-25 человек ежедневно. При остром инфаркте делается коронарография, или контрастное исследование сосудов сердца. По его итогам осуществляется стентирование пораженного участка. Коронарное шунтирование — это более серьезное вмешательство, порой с остановкой сердца: мы берем собственные сосуды или артерии и вены пациента, создавая с их помощью обходной путь кровотока.
Достаточно распространены дегенеративные возрастные пороки, инфекционные поражения, например, воспаление внутренних оболочек клапанного аппарата. Эндокардит — одна из тяжелейших проблем, с которой нам, к сожалению, приходится сталкиваться достаточно часто. Риск усугубляется, если человек принимает запрещенные препараты.
Безответственность и сопутствующие проблемыКонечно, пациенты боятся ложиться на стол к кардиохирургу. Задают множество вопросов, особенно если предстоит операция с остановкой сердца. В этом случае гемодинамика обеспечивается аппаратом искусственного кровообращения: сложная система насосов берет на себя функцию циркуляции. Это достаточно сложно, но процесс отработан, а риски, как правило, минимальны, хотя есть операции с вероятностью нежелательного исхода в 10-20 %. Все рассчитывается индивидуально.
У экстренных пациентов риски выше, чем у плановых. На днях привезли пациента с отеком легких и тромбозом протеза. Он не принимал необходимые, если стоит искусственный клапан, препараты для разжижения крови. Безответственность ужасная, человек сам спровоцировал такое развитие событий.
Средний возраст нашего контингента — около 70 лет. Добиться такого результата помогают современная фармакология, накопленный нами опыт. Мы умеем справляться с осложнениями послеоперационного периода и можем позволить иметь дело с весьма возрастными пациентами, у которых множество сопутствующих проблем. Мы проводим около десяти операций в неделю. У трети больных — сахарный диабет. В этом случае мы сталкиваемся с проблемными почками, плохо заживающими ранами. Увеличивается риск инфекционных осложнений и инсультов.
Сложных случаев хватает, многие из них запомнились на всю жизнь. Девочка, 21 год, врожденный порок. Через несколько часов после операции останавливается кровообращение. 10 дней она провела в коме, но нам удалось вытащить ее, без преувеличения, с того света. Сейчас она здравствует, родила ребенка — мы наблюдаем за ними обоими по сей день. Такие истории вдохновляют.
Кардиохирургическое отделение №11 сегодня:
30 коек
8 врачей
12 медсестер
6 санитаров
Фотограф: Екатерина Елизарова Автор: Ирина ИсаеваПоследние новости
Осенние изменения в городе: что ожидать в ноябре
Ноябрь обещает быть насыщенным и интересным для жителей города.
Обсуждение бюджета области на 2025 год
Правительство представило проект нового бюджета на предстоящие годы.
Илья Сухих может стать новым мэром Тольятти
Глава Жигулевска рассматривается на пост мэра Тольятти после ухода Николая Ренца.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований