01.02.2024

Три струны Архиповского: ураган, хрусталь и космос

Его называют «Паганини русской балалайки». Ему рукоплещут большие и малые залы по всему миру, ему внимают короли и президенты.

Его называют «Паганини русской балалайки». Ему рукоплещут большие и малые залы по всему миру, ему внимают короли и президенты. В комментариях под видео с его концертов пишут: «Ураган! Хрусталь! Космос! Эти звуки способны убаюкать младенца и рвать с корнем деревья!» «Балалайка Архиповского сейчас – русский бренд в мире, как балет Большого театра. Это золотой фонд России», — говорит Григорий Эстулин, основатель тольяттинской гитарной школы «Резонанс», профессор Академии образования и искусств города Тольятти и самарского государственного института культуры, коллега и друг «русского Паганини». После недавнего концерта в ДК «ТоАЗ» маэстро не смог дать ожидаемую пресс-конференцию. А жаль. Тольятти Архиповского любит. Поэтому о феномене Архиповского, о том, как старинная русская балалайка взлетела на вершины мировой музыкальной моды, мы поговорили с Григорием как раз по свежим впечатлениям от концерта.

— Григорий, как тебе концерт? Что ты как коллега и друг сказал Алексею потом в гримерке?

— Я ему сказал: раньше ты играл больше рока. А сегодня ты больше философствовал, стареешь, что ли, Лёша? Но это шутки. А если серьезно, то, пожимая ему руку после концертов, я всегда с ужасом смотрю на свисающие с его пальцев клочья кожи. После некоторых концертов и кровь видел. Ради настоящего, сильного звука он не щадит себя, ведь балалайка — инструмент не мягкий. При этом завтра у него концерт в Ульяновске.

— Неужели?! Но разве там не медиатор?

— Никогда. Только пальцы.

— Невероятно. Однако ведь не только же в сильном звуке феномен Архиповского? «Золушки», в частности.

— Послушай, «Золушка» — это его коронный хит, конек, конечно. Но это только одна из его потрясающих композиций, которые слушает весь мир. Когда-то он подарил мне два своих диска и я, когда мне плохо, включаю его музыку – и эмоционально разряжаюсь. У нее есть терапевтический эффект, это правда, я как профессиональный музыкант это утверждаю.

— Он выступает перед мировой элитой. Ему аплодируют главы государств. И при этом не обходит вниманием провинцию – наше Поволжье. Чем это объяснить?

— Ну, это коммерческий интерес. Тольятти – самый крупный из не областных городов России. И его здесь гарантированно встречают аншлагами. А ведь билеты у него не из дешевых. Поэтому он в Тольятти был уже раз пять или шесть. А много лет назад, когда он уже был музыкантом-виртуозом, но только еще начинал свою балалаечную «революцию», я однажды предложил филармонии пригласить его с концертом. Его прайс тогда был 30 тысяч рублей. Филармония сказала: да нет смысла, балалайка не соберет зал. И тут, примерно через год Архиповский, что называется, взлетел, вспыхнул! Филармония надумала его пригласить – а у него уже прайс взлетел до 45 тысяч. Заплатить столько филармония уже не могла. И мне тогда удалось уговорить его приехать за прежние 30. Он приехал, и с тех пор Самара, Тольятти, Ульяновск – это его публика.

— Ты говоришь – революция. В чем она конкретно? Примерно понятно, но хотелось бы услышать, как это выразит профессионал.

— Виртуозом он стал давно. Он играл, крутя балалайку и так, и эдак, за спиной, над головой, как угодно. Эти фокусы, конечно, впечатляли, но чем была тогда балалайка? На уровне анекдотов говорили: русские – это балалайка, самогон и медведи. Не комплимент, согласись. И тут Архиповский подключает к архаичному инструменту, от которого никто уже не ждет ничего нового, современную электронику — и мир слышит поистине неслыханную, космическую, инопланетную музыку! Эта музыка стала его фирменным стилем, уникальным, неповторимым, я распознаю его даже там, где не сказано, что играет Архиповский. Вот этот тоненький звук, ну, как хрустальная бусинка прыгает по стеклу, этот прием называется флажолет. Я смотрю какой-то фильм – и вдруг слышу: Лёшины флажолеты! Звоню ему: «Слушай, ну я ж сразу понял, что это твое! Ни с чем не спутаешь!» Вот в этом революция. Он вознес старинную, изученную вдоль и поперек балалайку на новые высоты. Но при этом он не использует фонограмму, минусовку в качестве музыкальной подложки. Идет обработка его собственного звукоизвлечения, которое он рождает сию минуту, на сцене. И это характерное, уникальное звучание невозможно повторить ни на каком другом инструменте. Электроникой он просто доводит до восприятия свою музыкальную мысль.
Кстати, его тольяттинские коллеги, профессиональные балалаечники, к нему относятся без пиетета и на концертах почему-то никогда мною не были замечены.

— Можно предположить осторожненько о профессиональной зависти?

— Почему бы и нет? Кто знает, может, если бы я был балалаечником, я бы тоже завидовал? Но мы с ним на разных полях, поэтому я не скрываю своего пиетета перед его талантом. Да, он новатор, революционер, такой путь никогда не бывает легким. Я помню, мы в «Резонансе» в 90-е подготовили и привезли в Москву на фестиваль композицию Баха с ударными инструментами. Так там некоторые специалисты плевались: «Это кощунство, глумление над искусством!» А сейчас что? В современной аранжировке играют Моцарта, Бетховена, Чайковского, Баха! И классика вышла из камерных залов для избранных, она зазвучала свежо и современно, к ней повернулся массовый слушатель.
Никто уже и не пробовал искать что-то новое в возможностях старинного народного инструмента. Казалось, что за века существования из балалайки извлечены все ее возможности. Да, она занимает достойное место как в сольных выступлениях, так и в оркестрах, но все же это инструмент для избранных ценителей фольклорной музыки. И вот явился Алексей — и вознес ее на вершину современной музыкальной моды. На балалайку Архиповского массовый слушатель во всем мире попер, как когда-то на «Битлз»! Сейчас даже бунтарского возраста девочки и мальчики с дредами, пирсингом и синими волосами осваивают балалайку, мечтая играть как Архиповский. Появились его фан-клубы и так далее. Никто никогда и помыслить о таком не мог.

— Кто-то пишет для него такую необычную музыку?

— Вот как раз об этом мы с ним в гримерке разговаривали после концерта. Насколько я понял, он не играет чужую музыку – только свои сочинения, импровизации.

— Да, музыка очень своеобразная. Его балалайка со сцены то стучит глухо живым человеческим сердцем, то рассыпается хрусталем, то уносит в открытый космос – это же все слышат и говорят, кто бывал на его концертах. Вряд ли кто-то может написать ему такую музыку.

— Кстати, не надо очеловечивать инструмент. Это только инструмент. Как, например, лопата. Балалайка не поет, не плачет, не веселится. Это Лёша Архиповский высказывает свою музыкальную мысль через инструмент. Он достиг такого уровня мастерства, что творит с балалайкой на сцене все, что хочет. Хочет – рок, хочет – классику, хочет – смех, плач, мысль или биение сердца. Я своим ученикам говорю: «Вы должны вить веревки из инструмента». Они у меня даже иногда плачут на занятиях, учась «вить веревки» из гитары. И вот Лёша – да, он вьет веревки из своей балалайки. А уж чем это достигается – я уже сказал: пальцы в клочья.

— Ну… убиваешь романтику.

— Просто я слушаю его как профессионал, я разбираю, как и чем достигнут такой звук, какими техниками и приемами. Однако я же говорю: когда мне плохо – я ставлю диск Архиповского, и уверяю — его музыка на меня воздействует терапевтически.

— Как ты думаешь, случайно так срослось, что Архиповскому повезло выйти именно на балалайку – и она сделала его всемирно известным? Сел бы за фортепиано – наверное, революции бы не совершил.

— Это балалайке повезло, что она на него «вышла». Еще раз: главное – его голова, музыкальное мышление. Он на любом инструменте выражал бы себя. Ты посмотри: музыканты всего мира пробуют играть его произведения на акустических и электрогитарах, на фортепиано, на скрипке, на гуслях. Получается по-разному, но так волшебно, как звучит в его руках обработанная электроникой балалайка, не звучит ничто. Кстати, балалайка у него не простая. Она сделана известным мастером больше ста лет назад, и ее не повторишь, потому что секрет особого лака утерян.

— Вернемся к его приемам. Какие же там приемы, откуда берется эта невероятная «музыка Вселенной»?

— Электроника. Старая школа плюс новые приемы, плюс электроника. Когда он ездит по гастролям, у него есть технический райдер и бытовой. Так вот бытовой райдер у него простой, без фокусов. Зато технический райдер ему способен обеспечить далеко не каждый зал. Например, тольяттинская филармония не смогла, хотя зал там хороший, большой. В ДК же «ТоАЗ» зал небольшой, но к приезду Алексея даже арендовал особую систему освещения, со спецэффектами. А уж что касается другой техники… К последнему концерту собрали всё, но нужны были еще две особо чувствительные колонки. Я весь город обзвонил в поисках этих колонок, нашли уже буквально в последний час, но надо было ехать за ними, потом монтировать, настраивать. Что делать, оставили то, что было у ДК.

— Но звук был потрясающий, даже не представляю, куда еще лучше. А чем достигается впечатление оркестра всего лишь от трех струн?

— Причем две из них – одночастотные, если профессионально. Две струны настроены в унисон.

— Тогда выходит, он творит оркестр на двух струнах? Это еще невероятнее.

— Цифровые технологии. Они позволяют удвоить, утроить звук. Однако я не понимаю тех, кто отмахивается, мол, это электроника, ненастоящая музыка. Да, его музыка – это синтез возможностей старинного народного трехструнного инструмента и высоких технологий. Но слушатели-то, не сговариваясь, называют это музыкой Вселенной. Это не завалинка и не калинка-малинка. Это высокое искусство. В конце концов, что за пренебрежение к технике? Ну, кому-то нравится слушать голос певца без микрофона. Но массовый слушатель любит микрофон. Просто пришло время высоких технологий и классика зазвучала по-новому. Это и есть развитие.

— У него есть ученики?

— А вот учеников у него нет. Тут так: либо ты полноценно концертируешь – и тогда должен заниматься по десять часов в день, либо полноценно преподаешь – и тогда ты отдаешь это время ученикам. По большому счету это, между нами говоря, несовместимо. Он выбрал первое и учеников у него нет. Кстати, у него самого нет высшего музыкального образования. И он не заслуженный артист. И не народный. Он всенародный. А высшее образование — куда оно ему? Он сам академия.

— Но музыканты мира хотят играть на балалайке так, как он. Они же могут, наверное, наверное, скопировать ноты, приемы и технику по интернету?

— Скопировать? Нет, это невозможно. Это «Золушку» можно содрать, перевести на ноты и сыграть на любом инструменте, она мелодичная. А другие его композиции в силу их импровизационности в стопроцентном варианте скопировать невозможно. Их прямо на сцене рождает его фантазия, его настроение – в этом тоже его новаторство. И перед каждым концертом никто не знает, какое у него будет настроение, с какой ноги он в этот день встанет, а значит – каким будет концерт. На концерте в ДК «ТоАЗ» у него было философское настроение – и его балалайка на сцене размышляла о жизни. Там даже биение сердца было. Попробуй поймай такую музыку на нотный лист, скопируй, выучи, воспроизведи! Это невозможно. Я где-то слышал, что подлинное искусство – это то, что невозможно скопировать. Вот Лёшу-то как раз скопировать и невозможно.

— А на бис-то он не вышел, хотя уж как его публика овациями «выбивала» из-за кулис!

— Вот, кстати, да. Но это объяснимо. Во-первых, на запланированные гастроли они поехал с тяжелой травмой — разрывом связки ноги, ты же видела, ему на сцену вынесли костыль, он еле ушел со сцены. Во-вторых, он должен был срочно ехать на следующий концерт в Ульяновск, а это ночь, снег, сложная дорога. А из Ульяновска — сразу на операцию. Что тут скажешь? Он артист, для настоящего артиста служение искусству превыше всего.

Последние новости

Везет медикам Сызрани с карьерой на родине Деда Мороза

Медик учился в Самаре и работал в Сызрани. Медик, который работал в Сызрани, назначен на должность исполняющего обязанности главного врача Великоустюгской ЦРБ и уже приступил к работе.

Дмитрий Азаров подчеркнул значимость проведения Совета ПФО

1 марта в Уфе прошло заседание Совета Приволжского федерального округа, посвященное повышению уровня доверия населения к органам власти и местного самоуправления.

Что означает новая строчка в квитанциях ЖКХ: сколько надо платить и почему нельзя отказаться

Кому и на какую сумму выставляют счета за обслуживание газовых плит. Россияне в своих почтовых ящиках стали обнаруживать квитанции на оплату коммунальных услуг,

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *