«В КАЖДОМ ВОСПИТЫВАЮВ ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЧЕЛОВЕКА»
2023 год указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника.
2023 год указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Учителя часто остаются «за кадром», но именно они учат наших детей и ежедневно видят их успехи и неудачи, открывают дверь в мир знаний, но прежде всего занимаются воспитанием.
Вера Тимаева, учитель русского языка и литературы школы № 9, посвятила свою жизнь работе с подрастающим поколением. Более 40 лет Вера Ивановна проживает в районе Берсола. Женщину знают не только как педагога, но и как неравнодушного человека: благодаря ей организуются субботники, решаются вопросы благоустройства территорий. О верности родной школе, о выпускниках и об изменениях в образовательной программе преподаватель поделилась с нашими читателями.
— Вера Ивановна, расскажите, почему вы выбрали именно эту стезю?
— Я родилась и выросла в Чапаевске. На выбор моей профессии повлиял педагог Лидия Васильевна Степанова. Она заразила меня своей любовью к русскому языку и литературе. Уверена, что в учителе важно все: внешний вид, манера разговаривать, увлечения. Дети нас копируют, хотим мы того или нет. И еще я всегда любила читать. После выпускного класса была настроена на педагогический институт, а старшая сестра агитировала поступать в медицинский. Я ее послушала и поехала подавать документы, но там поняла, что это мне не по душе. Конечно, год был упущен, да и жизнь завертелась — вышла замуж, но учиться пошла, правда, уже заочно. Грызть гранит науки было непросто, но я старалась. И как показывает время — не зря. Вот уже больше 35 лет я работаю с детьми в своей родной 9-й школе.
— За эти годы не было желания попробовать свои силы в другом коллективе?
— Никогда. Я люблю коллег. Всегда всем говорю, что наша школа — лучшая. Дети отзывчивые и добрые. Не согласна с родителями, которые говорят, что где-то еще дают больше знаний. Мои дорогие, тут все зависит только от вас и ребенка. Если он хочет учиться, то он будет это делать в любой образовательной организации.
— На семью всегда хватало времени?
— Однажды дочь мне в укор сказала, что я провожу с чужими детьми больше времени, чем с ними. Пока папа читал дочкам книжки, я проверяла тетради, писала планы, готовилась к урокам. Когда приступила в 1987 году к работе, мне сразу дали классное руководство — 42 человека. Времени на раскачку не было. Так сложилось, что сложные задачи делали меня только сильнее, получала колоссальный опыт. Благодарна директору школы Владимиру Ивановичу Агамирову, что он когда-то в меня поверил.
— Если сравнивать тогда и сейчас, в школе стало работать сложнее?
— Однозначно — да. С ностальгией вспоминаю то время, когда начинала. Родители учеников были гораздо ответственнее, чем сегодня. Безусловно, и сейчас есть такие мамы и папы, которых безмерно ценю и уважаю. Но в наше время складывается такое впечатление, что взрослые перестали отвечать за своих чад. Разве можно было 30 лет назад услышать: учитель виноват, что ребенок не готов к уроку — не напомнили, не предупредили. А сейчас такое практикуется. Вспоминая свой первый выпуск, скажу, что тогда на родительские собрания приходили все и это были в основном отцы, которые всегда помогали мне по хозяйственным делам. Возможно, за три десятка лет были и те, кто считал меня слишком требовательной. И сейчас такие есть. Но это нормально, мы не можем нравиться всем. Бывает обидно, когда выкладываешься на уроке на 150%, а ребята не хотят «брать» информацию, пропуская все мимо ушей. Получается игра в одни ворота. Залог качественного образования прост: совместная работа учителя и ученика.
— Вера Ивановна, у вас всегда насыщенная внеклассная жизнь: посещаете с учениками много памятных мест и не только в Самарской области. На это тратятся силы, время и энергия. На ваш взгляд, что это дает детям?
— Всегда хочу открыть для подростков что-то новое, подарить им то, что знаю и видела сама. Три года назад выпустила класс, мы с ними объездили половину России, были в Белоруссии. Со всеми посещаем самарские театры. Ведь в школе на уроке они одни, а в неформальной обстановке — другие. Путешествия и совместный досуг сплачивают молодежь. Они узнают друг друга. В каждом ребенке стараюсь воспитывать в первую очередь человека. Уверена, что воспоминания об этих годах останутся с ними на всю жизнь.
— Из-под вашего крыла за три десятка лет вышло много ребят. Что чувствуете, когда для ваших выпускников звенит последний звонок?
— Каждый раз плачу. Это очень тяжело. Наверное, коллеги меня поймут, часто в суете дней мы можем сказать ученикам: выпущу вас — перекрещусь! Но когда приходит время расставания — душа болит и сердце рвется.
— Вы поддерживаете отношения с выпускниками прошлых лет?
— Конечно, например, с выпуском 2007 года мы дружим по сей день. Каждый мой день рождения они меня поздравляют, мы часто собираемся просто попить чай и поделиться новостями. Я помню всех своих учеников, начиная с 1991 года.
— Вера Ивановна, чем вас можно удивить?
— Прошлый выпуск взяла в пятом классе. Успеваемость была низкая. И как-то мы с ними еще не совсем притерлись друг к другу, как вдруг я заболела. Звонок в домофон. Дети просят, чтобы подошла к окну. Смотрю, стоят мои и кричат дружно: «Выздоравливайте, мы вас любим!» До слез растрогали. И позже они делали массу невероятных сюрпризов. Когда дарят положительные эмоции — это самое ценное. Очень переживаю, когда у них что-то происходит в семьях. И, скажу честно, каждому я готова помочь материально, морально и даже жильем, если будет надо. Дети об этом знают.
— С какими сложностями в работе приходится сталкиваться, помимо заполнения бумаг?
— Когда у нас в работе стали обязательными компьютеры, я думала, что никогда в жизни его не освою. Но глаза боятся, а руки делают. Сейчас активно использую на уроках все возможности доступной оргтехники.
— Да, сегодня смартфоны, компьютеры — часть нашей жизни. А что происходит с грамотностью?
— Она сходит на нет. Кругозор людей сузился, стали мало читать. Большинство из нас озабочено только материальными проблемами. Всю жизнь хожу в библиотеку. Раньше там были толпы людей, а сейчас — никого. Дети не умеют говорить, их жизнь проходит онлайн. Согласитесь, что те же смартфоны можно использовать как с пользой для дела, так и наоборот. Это все зависит от взрослых, а нам зачастую проще снять с себя эту ответственность, обвиняя только ребенка, что он не выпускает телефон из рук. Основу личности мальчишек и девчонок закладывают родители.
— За годы работы школьная программа по вашим предметам изменилась?
— По литературе — да, по русскому языку — нет. Очень жалею, что советские писатели мало представлены. Ведь, например, Борис Васильев, Анатолий Алексин писали о нравственности и патриотизме. Я до сих пор, даже если нет в учебном плане, заставляю детей читать этих авторов. Поступаю хитро: начну вслух для затравки, а дальше кому интересно, могут взять книгу и узнать, чем закончилось.
— Если сейчас сменить профессию, то кем бы вы хотели стать?
— Экскурсоводом. С детства люблю историю и делюсь увиденным и услышанным. Всегда, когда посещаем с ребятами интересные места, хочу запомнить все детали рассказа гида. Уважаю и ценю их труд. Думаю, у меня бы получилось.
Записала
Анастасия КРАСИНА.
Фото предоставлено
В. Тимаевой.
Последние новости
Новая система подтверждения статуса участников СВО вступает в силу
С 1 ноября упрощен процесс получения справок для участников специальной военной операции.
Губернатор Самарской области инициирует проверки расходования бюджета спортивными клубами
Вячеслав Федорищев акцентирует внимание на повышении финансовой дисциплины.
Обработка персональных данных в Самарской области
Новые требования для организаций и предпринимателей в регионе.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований