Виктор Коротаев: Детскую мечту я сумел сделать профессией
30.11.2022

Виктор Коротаев: Детскую мечту я сумел сделать профессией

В ходе празднования Дня города глава Самары Елена Лапушкина и председатель Самарской городской думы Алексей Дегтев наградили людей, внесших значительный вклад в развитие губернской столицы.

В ходе празднования Дня города глава Самары Елена Лапушкина и председатель Самарской городской думы Алексей Дегтев наградили людей, внесших значительный вклад в развитие губернской столицы. В их числе командир вертолетного звена аэроклуба самарского филиала федерального автономного учреждения Министерства обороны РФ «Центральный спортивный клуб Армии» Виктор Коротаев.  Вертолет вместо истребителя

— Я родился незадолго до того, как Юрий Гагарин совершил свой легендарный полет, и, как все мальчишки того времени, грезил небом. Но детская мечта стала профессией, что случается не с каждым. Нужно было не только в школе успевать, но и иметь хорошее здоровье. Именно медкомиссия становилась для многих ребят главной преградой. 

В 1981 году я окончил Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков. Это интересная история. Мне хотелось летать на истребителе, высоко и быстро, а про вертолеты и мысли не было. В военкомате мне сказали, что в Саратове есть одно место и учатся там не четыре года, а три. Я спросил: «Летать-то буду на истребителе?» Ответ был утвердительный. На построении полковник Петр Романовский, участник войны, заместитель начальника летно-методического отдела, спросил: «Какие вопросы, сынки?» Мы дружно поинтересовались, на каких самолетах будем летать. Он ответил: «Самолетов у нас всего два. С них мы будем вас с парашютом бросать. А училище наше вертолетное. Летать будете низко: деревья зеленые, девчонки красивые. Увидите мир, каким его мало кто видит». Многие поначалу расстроились, кто-то даже уехал. А я остался и всем сердцем полюбил вертолеты. 

Учиться было интересно и совсем не страшно. Тем, кто боится высоты или чего-то еще, в небе делать нечего. Если, садясь в кабину, ты думаешь о том, что можешь погибнуть, — это тупик. При этом мы не бесстрашные. С тарзанки я, например, никогда не прыгну: хочется быть здоровым, воспитывать внуков. А вертолет — это такая же машина, как все остальные. Моя уверенность при управлении основана на знаниях, навыках, умении, а вовсе не на смелости. 

Трижды абсолютный чемпион

Многие ребята, с которыми я учился, выполняли интернациональный долг в разных уголках земного шара: Афганистан, Африка и так далее. Среди них есть даже Герои Советского Союза. Молодых офицеров учили защищать Родину, поэтому все стремились попасть в боевые части. Но ведь кому-то нужно было и курсантов учить. Так я стал летчиком-инструктором на Ми-2. 

Именно на таких машинах проводились соревнования по вертолетному спорту — состязания по филигранной технике пилотирования. Она проверяется всего четырьмя крайне сложными упражнениями. Их нужно выполнить как можно точнее, быстрее. В то время чемпионаты Вооруженных сил по числу участников были масштабнее чемпионатов СССР. Признанными лидерами считались сызранцы, но и в нашем училище была своя, весьма сильная команда. 

В 1984 году я начал заниматься вертолетным спортом. Со временем вошел в состав сборной Приволжского округа, потом в сборную Вооруженных сил. В 1987 году стал мастером спорта международного класса, впервые — абсолютным чемпионом Советского Союза. Это значит, что спортсмен был лучшим во всех видах упражнений. Этот титул я завоевывал три раза, став последним, или, как говорят у нас в авиации, «крайним», победителем чемпионата страны, которой больше нет. 

В 1989 году наш советский экипаж с Николаем Буровым впервые в истории попал на чемпионат мира во Францию — победителем мировых первенств я был дважды. В 1988 году стал капитаном сборной СССР, а теперь возглавляю национальную сборную России, являюсь тренером международного класса. 

Сейчас среди членов сборной как военные, так и гражданские летчики — настоящие энтузиасты, потому что их увлечение в наше непростое время никто не финансирует. Они сами находят средства и на покупку техники, и на поездки. А мы, офицеры запаса, летаем на машинах 1995 года: они тогда были новенькие, только с конвейера. На них мы облетели весь бывший Советский Союз и всю Европу: были в Польше, Австрии, Германии, Франции, Англии, Италии. 

Есть, чем удивить

В нашем экипаже сегодня три человека. Кроме меня это профессор Сызранского летного училища, преподаватель аэродинамики, полковник, дважды абсолютный чемпион СССР, многократный чемпион мира Виктор Дегтярь и пятикратный чемпион мира полковник Петр Васильев. Это люди, всей душой преданные выбранному спорту, — они летают с 1981 года. 

Я в Самару приехал в 1994 году, после реорганизации полка. Нас перевели, так как в регионе открылся Центральный спортивный клуб Армии (ЦСК ВВС) по инициативе командующего округом генерал-полковника Анатолия Ипатовича Сергеева. 

Клуб, первым руководителем которого стал Виктор Борисович Леонтьев, объединил всех спортсменов Военно-воздушных сил. Вошли в него и два экипажа-представителя вертолетного спорта. Один из них мой. Переучились на Ми-6. Нашей главной целью было создание вертолетной команды в преддверии чемпионата мира в Москве в 1994 году, чтобы показать, что нам есть чем гордиться, что у нас есть высококлассные летчики, способные удивлять. Выступили, как всегда, хорошо. 

Сейчас мы не самостоятельный клуб, а филиал федеральной структуры, но по-прежнему занимаемся любимым делом, по-прежнему работаем и обучаем молодежь. Два раза в год, как положено, прыгаем с парашютом — без этого к полетам не допустят. 

О будущем

К сожалению, вертолетный спорт — очень дорогое удовольствие. Тонна керосина стоит 65 тысяч рублей — этого хватит примерно на час полета. А чтобы стать летчиком, нужно налетать минимум 40 часов. Поэтому для обычного человека этот путь практически закрыт, хотя, конечно, привлекает многих. Можно сделать это профессией, но поступить в гражданское летное училище очень и очень непросто. В военное училище тоже, но все же проще, хотя одного желания мало: нужны серьезные знания, крепкое здоровье. Зато по итогу открываются большие возможности. Армия, на мой взгляд, вообще идеальный плацдарм для карьерного роста, для развития: практически любой мальчишка может стать моряком, танкистом, летчиком. И, в отличие от гражданского общества, здесь все в равных условиях. Своей главной цели достигнут лучшие, а не те, у кого, образно говоря, папа большой начальник. Очень жаль, что военную профессию выбирает не так много современных мальчишек. 

В моем лице наградили всех

Награду, полученную в рамках празднования Дня города, я ценю очень высоко. Для этого есть все основания. Не так давно глава Самары Елена Лапушкина побывала на нашей базе. Мне показалось, что она просто влюбилась в клуб, где была впервые. Поэтому и награду эту я воспринимаю не как личную, а как общую, как знак внимания всем энтузиастам вертолетного спорта Самары. Помните, как Валерия Чкалова по прилету в Америку спросили, богат ли он. Он ответил, да, так как за ним стоят 170 миллионов советских граждан, и они работают на него, как и он на них. Вот так и я — не один принимаю награду, а вместе с друзьями-коллегами по аэроклубу нашего самарского филиала ЦСКА. 

Фотографии из личных архивов героя публикации

Автор: Ирина Исаева

Последние новости

«И гордо сказать: «Я – учитель!»

2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника.

В Самаре разрабатывают технологию получения водорода из попутного нефтяного газа

Поиском экологически чистых методов получения самого энергоемкого и легкого из всех видов топлива занимаются многие исследовательские группы как в России, так и за рубежом.

Отчёт правоохранителей и поправки в бюджет. В думе Тольятти – очередное заседание

Сегодня на очередном заседании городской думы депутаты слушают отчёт начальника У МВД России по г. Тольятти Хейруллы Ахмедханова.

Card image

Сессия — ответственный период для каждого студента

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *