Ремонт турбин дизельных и бензиновых двигателей: о чем следует помнить автовладельцу

Ремонт турбин дизельных и бензиновых двигателей: о чем следует помнить автовладельцу

Сегодня большинство владельцев автомобилей с турбированными двигателями наслаждаются скоростной ездой. Благодаря турбокомпрессору, показатель мощности возрастает на 30%, а в некоторых случаях даже на 40%. Однако, как и любой другой механизм, турбина со временем подвержена износу, и отсрочка ремонта может привести к серьезным проблемам, включая поломку двигателя. В этой статье мы поделимся информацией о причинах возникновения неполадок, способах их предотвращения, этапах ремонта и местах, где можно отремонтировать турбину.

Турбокомпрессор, который служит для сжатия и нагнетания воздуха в цилиндры двигателя, может сломаться по нескольким причинам. Рабочая температура бензиновой турбины выше на 200 градусов, чем дизельной, поэтому для ее изготовления используются сплавы большей жаропрочности. Турбокомпрессор устанавливают на обеих типах двигателей в выхлопной системе между выпускным коллектором и выхлопной трубой.

Несмотря на то, что турбокомпрессор является достаточно надежным устройством, он выходит из строя раньше, чем другие части двигателя. Это связано с тем, что бесперебойная работа турбины сильно зависит от исправности всех систем автомобиля. При вращении до 250 000 оборотов в минуту и температуре до 1000 градусов он нуждается в безупречной работе систем охлаждения и смазки, топливной и выхлопной системы, системы вентиляции картерных газов.

Одной из причин поломки турбокомпрессора является некачественное или загрязненное масло. В процессе работы масло очень сильно загрязняется сажей от сгорания топлива. Если двигатель при 5000 оборотах в минуту еще может кратковременно «пережить» грязное масло, то для турбокомпрессора это неизбежная «смерть». Вал и подшипники при вращении испытывают значительную нагрузку, и любая твердая частица оставляет царапины. Для турбированных двигателей необходимо приобретать специальное моторное масло высокого качества, которое создаст хорошую масляную прослойку между валом и подшипниками, исключив сухое трение и повышенный износ.

Еще одна причина поломки турбокомпрессора – недостаточное количество масла. При уменьшении проходимости масла через турбину резко повышается температура внутри корпуса, масло начинает сворачиваться, что приводит к закоксовыванию внутренних лопаток турбины и трубок подачи и слива масла. Это может происходить по причине неисправности масляного насоса, деформации трубок подачи и слива или при недостаточном количестве масла в двигателе.

Третьей причиной поломки является попадание инородных частиц в процессе всасывания компрессорным колесом воздуха в турбину. Это приводит к постепенной деформации и стачиванию лопастей крыльчатки. Поэтому необходима регулярная и своевременная замена воздушного фильтра. Крыльчатка также может засоряться отколовшимися фрагментами клапанов и свеч накала, кусочками герметика. Такое воздействие оставляет трещины на коллекторе, приводит к дисбалансу ротора, в этом случае отремонтировать турбину двигателя уже практически невозможно.

С другой стороны, засорение выхлопной системы также может быть причиной быстрого износа подшипника турбокомпрессора. Уставшие катализаторы и фильтры уменьшают выхлоп, создают неблагоприятное давление на вал турбокомпрессора и способствуют износу подшипников за короткое время. Их замену нужно проводить каждые 150 000 км.

Необходимо понимать, что для бесперебойной работы турбокомпрессора необходимо соблюдение условий эксплуатации. Он очень «любит» масло, поэтому большие интервалы между заменами масла могут быть опасны для его работоспособности. Также влияние на турбокомпрессор оказывают так называемые «холодные запуски», когда перед движением автомобиля двигатель не успевает достаточно прогреться и масло не попадает в необходимых количествах на детали турбокомпрессора. Следуя этим рекомендациям, можно значительно увеличить срок службы турбокомпрессора.

Этапы процесса ремонта турбокомпрессора в технических центрах включают в себя несколько этапов. Неисправность турбокомпрессора можно диагностировать по увеличенному расходу масла, снижению производительности двигателя, посторонним шумам и черному выхлопу. Для проведения полной диагностики неполадок и получения качественного ремонта необходимо обратиться в квалифицированный автосервис, где используется специализированное оборудование.

Процесс ремонта турбин двигателей включает в себя следующие этапы:

  1. Проведение компьютерной диагностики электронных узлов для выявления ошибок и кодов неисправности с датчиков автомобиля.
  2. Осмотр турбины для проверки ее целостности; определение наличия осевого люфта и потери масла; оценка состояния клапана вестгейта.
  3. Демонтаж и разборка турбокомпрессора, проведение визуальной дефектовки.
  4. Чистка турбины, включающая отмывку в паровой высокотемпературной камере и в ультразвуковой ванне, отправка неповрежденных деталей турбокомпрессора на обработку в пескоструйную камеру, полировка деталей.
  5. Сборка турбокомпрессора, замена деталей при необходимости.
  6. Балансировка турбокомпрессора на трех этапах — балансировка ротора, ротора с колесом и самого картриджа.
  7. Тестирование турбины на специализированных стендах, в ходе которого проводится выявление остаточного дисбаланса ротора.
  8. Анализ состояния актуаторов (электронных или механических клапанов) при помощи прибора-тестера.
  9. Установка отремонтированной турбины на автомобиль, проверка патрубков и интеркулера на герметичность с помощью дымогенератора.

На всех этапах ремонта турбокомпрессора нужно соблюдать идеальную чистоту, чтобы исключить возможность быстрого износа запчастей из-за мельчайших частиц грязи.

В случае ремонта бензиновых турбин могут быть выявлены неполадки катализатора, вызванные его постепенным засорением продуктами переработки топлива. Одним из способов решения проблемы является демонтаж и замена вышедшего из строя катализатора на новый, однако это стоят дорого. Более бюджетный способ — перепрошивка блока управления двигателем после удаления агрегата.

Клапан ЕГР является крайне важным условием для правильной работы турбокомпрессора. Для предотвращения возможных причин поломки необходимо регулярно ухаживать за катализатором, сажевым фильтром и клапаном ЕГР.

Есть ли возможность самостоятельного ремонта турбины? Некоторые автовладельцы считают, что можно исправить неполадки турбокомпрессора без обращения в специализированные сервисы. Однако, прежде чем начинать ремонт, нужно обладать необходимыми знаниями и навыками в автомеханике. В идеале, чтобы устранить проблему, нужно сначала ее обнаружить. Но это может быть непросто без специального оборудования, которое используют в сервисах. Большинство этапов ремонта турбины невозможно воспроизвести в домашних условиях.

Обычно “домашний” ремонт турбокомпрессора включает в себя следующую последовательность: снятие, разборку, очистку в специальном растворе, визуальную дефектовку, замену необходимых деталей, сборку и установку. Хотя такая процедура может удастся дома, но не во всех случаях она дает желаемый результат. Например, если причина неисправности заключается в загрязнении и закоксовке отдельных деталей, то восстановление турбины может дать положительный эффект. Однако, во время сборки может произойти одна грубая ошибка – неправильная балансировка ротора и картриджа. Кроме того, непрофессиональному автомеханику не удастся провести компьютерную диагностику автомобиля, чтобы выявить общую картину проблем.

Тем, кто решил самостоятельно отремонтировать турбокомпрессор, лучше не торопиться и взвесить все за и против. В итоге, желание сделать экономию может привести к дополнительным финансовым затратам. Не сбалансированная турбина может нанести значительный ущерб двигателю. Даже если у автомеханика много знаний и опыта, он не сможет правильно справиться с ремонтом из-за недостатка оборудования. Риск повредить двигатель больше и отсутствие гарантий – весомые аргументы против самостоятельного вмешательства.

Ремонт и восстановление турбин – это неотъемлемая часть жизни автолюбителя, который использует турбированный двигатель. Но перед тем, как обратиться в сервис, нужно проверить репутацию и квалификацию, а лучше доверить работу профессиональным сервисам, чтобы не столкнуться с дополнительными проблемами.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *