Нормы 123-ФЗ, или Что нужно знать о требованиях пожарной безопасности производителю продукции

Нормы 123-ФЗ, или Что нужно знать о требованиях пожарной безопасности производителю продукции

Пожарная безопасность по-прежнему остается одной из актуальных проблем для России в целом и ее субъектов в частности. За январь-сентябрь 2017 года, согласно официальной статистике МЧС, на территории РФ произошло около 95 000 пожаров, которые привели к материальному ущербу в размере более 11 миллиардов рублей. Более 5 000 человек погибло в результате пожаров и около 6 700 человек были травмированы.

Ежегодно государство ужесточает контроль и требования в области пожарной безопасности, касающиеся не только зданий и сооружений, но также производимой продукции и материалов. Это объясняется печальной статистикой пожаров в стране.

Важно соблюдать требования пожарной безопасности во избежание трагических последствий. Нарушение этих требований в отношении применения несертифицированных продуктов может привести к трагедии, подобной случившейся 5 декабря 2009 года в клубе "Хромая лошадь", когда 156 человек погибли из-за отравления токсичными продуктами горения отделочных материалов.

Общие требования пожарной безопасности в Российской Федерации установлены рядом документов, включая нормативные акты ведомственного и регионального уровней. Наиболее значимыми являются Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», рассмотрим данный закон подробнее.

Федеральный закон № 123-ФЗ является основным законодательным актом в области пожарной безопасности. Он описывает требования к различным объектам и видам продукции и устанавливает обязательные сроки адаптации к новым требованиям. Закон имеет большое значение для производителей категорий товаров, подпадающих под действие регламента, а также для их законных представителей.

Нарушение общих требований пожарной безопасности может привести к возникновению пожаров, которые по статистике МЧС наиболее часто происходят в зданиях жилого сектора, транспортных средствах, производственных, складских и торговых помещениях. Основными причинами пожаров являются неосторожное обращение с огнем и нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и электроприборов.

В целях обеспечения пожарной безопасности государственная противопожарная служба осуществляет регулярный контроль за соблюдением требований законов и иных нормативных актов, а также проводит мероприятия по профилактике пожаров и обучению населения основам безопасности.

Федеральный закон № 123-ФЗ является ключевым техническим регламентом для объектов защиты с требованиями по пожарной безопасности. Документ состоит из 8 разделов и 30 таблиц в приложении, призванных обеспечить защиту имущества и жизней граждан России от пожаров.

Разделы закона устанавливают технические требования для различных объектов защиты. Например, раздел 2 относится к поселениям и городским округам, раздел 3 – к зданиям и сооружениям, раздел 4 - к производственным объектам, раздел 5 – к пожарной технике, а раздел 6 посвящен веществам и материалам и включает правила по пожаробезопасности для строительных, отделочных, текстильных и кожевенных изделий, а также средств огнезащиты, строительных конструкций и инженерного оборудования, электротехнической продукции и электрооборудования.

Оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности является обязательной процедурой. Раздел 7 закона № 123-ФЗ устанавливает принципы и правила оценки соответствия для объектов защиты, включенных в Закон № 123-ФЗ. Оценка может проводиться в форме сертификации или декларирования и является необходимой для ввода в эксплуатацию зданий или товаров на рынке, на которые распространяется действие закона.

Суть декларирования заключается в том, что собственник продукции или помещения, подающий заявку на декларацию, указывает меры пожарной безопасности, предпринятые заявителем. В случае положительного результата оформляется декларация о соответствии. Сертификация же проводится аккредитованным органом по сертификации, и в случае положительного результата оформляется сертификат соответствия. Декларация и сертификат имеют равную юридическую силу и являются единственными документами, подтверждающими безопасность продукции на территории России.

Перечень продукции, подлежащей сертификации или декларированию в обязательном порядке при ее помещении под таможенные процедуры, определен в постановлении Правительства РФ № 241 от 17 марта 2009 года. Различные схемы сертификации, разделенные на категории, также установлены законом.

Некоторые схемы применяются к серийно выпускаемой продукции, другие – к ограниченным партиям. Например, схемы 2д, 3д и 5д применяются к первичным средствам пожаротушения, строительным материалам, применяемым на путях эвакуации, пожарному инструменту, ковровым покрытиям и некоторым другим объектам защиты. Схемы 2с, 3с, 4с, 5с и 6с применяются к огнетушителям, средствам индивидуальной защиты при пожаре, средствам пожарной автоматики, оборудованию и изделиям для спасения людей.

Процесс оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности может включать в себя различные меры и порядок действий в зависимости от применяемой схемы сертификации. Положительное или отрицательное решение по заявке на проведение сертификации выносится в течение 30 дней. В случае получения сертификата или декларации соответствия, на товар или здание можно повесить соответствующий знак пожарной безопасности.

Вопрос о том, кто отвечает за исполнение требований технического регламента по пожарной безопасности, актуален для многих людей. Контролировать выполнение этих требований возлагается на Государственную противопожарную службу МЧС РФ. Однако ранее МЧС также занималось аккредитацией испытательных лабораторий и органов сертификации, но с 1 ноября 2011 года эту функцию взяла на себя Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).

Важно отметить, что аккредитованные лаборатории и органы по сертификации несут ответственность за безопасность сертифицированной продукции наравне с производителями. Также, при декларировании продукции, ответственность за ее безопасность лежит на производителе. Росаккредитация, в свою очередь, регулярно осуществляет инспекционный контроль лабораторий и органов по сертификации, ведет реестр данных организаций и публикует его для общественного доступа.

Федеральный закон № 184-ФЗ обязует изготовителя и продавца нести ответственность за соблюдение требований технических регламентов, их нарушение может привести к вреду физическим или юридическим лицам. При этом КоАП РФ детализирует административную ответственность, в том числе за отсутствие в технической документации обязательной информации о пожароопасности, и определяет размеры штрафов для юридических лиц и должностных лиц.

Кроме того, КоАП РФ устанавливает размеры штрафов для нарушений требований пожарной безопасности в зависимости от степени причиненного вреда здоровью человека и имуществу. Нередко нарушения пожарной безопасности приводят к приостановлению деятельности фирмы на срок до 90 дней в соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ.

В Уголовном кодексе РФ в статье 219 также прописана ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, которая может привести к принудительным работам или лишению свободы на срок до 7 лет.

В связи с этим, при выявлении нарушений пожарной безопасности следует обращаться в сертификационный центр, аккредитованный в области пожарной безопасности, где эксперты помогут выбрать правильную схему подтверждения соответствия и оформить необходимые документы в кратчайшие сроки.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *